Как вариант, можно написать письмо на электронную почту руководителю компании, уточнив у него, не против ли он размещения логотипа своей компании на вашем сайте или в портфолио, приложив проект страницы или кейса. Даже если такой менеджер согласится, а потом резко решит пойти в суд, с большой долей вероятности, суд откажет ему в удовлетворении требований.
Что произойдет, если вы используете чужой логотип на своем сайте
Давайте представим такую ситуацию: ваша компания (или вы сами как индивидуальный предприниматель) оказываете определенные услуги, например, консультационные. Естественно, для дальнейшего продвижения не обойтись без собственного сайта (пусть даже самого простого). Чтобы продемонстрировать свой опыт и уже реализованные кейсы, вы решили разместить на нем логотипы компаний-партнеров, с кем вы работали или продолжаете работать. Как это сделать, не нарушив закон, и к каким последствиям может привести несогласованное размещение – расскажем ниже.
© ru.freepik.com
Правовая особенность логотипа
Начнем с того, что логотип обладает двойной правовой природой и представляет собой сразу два объекта интеллектуальной собственности. Первый – произведение, то есть результат определенного творческого труда. В этом случае объект защищается авторскими правами, при нарушении которых правообладатель вправе подать исковое заявление в суд. Второй – логотип является товарным знаком, то есть средством индивидуализации, которое зарегистрировано в Роспатенте.
Ответственность за использование чужого логотипа
Получается, что, опубликовав без согласования чужой логотип, можно нарушить как авторские права, так и права на товарный знак. Если правообладатель или владелец товарного знака обратится в суд, то у нерадивой компании, нарушившей хотя бы один из видов прав, существует шанс получить штраф в размере до 5 млн рублей. А если нарушены одновременно и авторские права, и права на товарный знак, то максимальная сумма штрафа спокойно вырастет до 10 млн рублей.
Порядок действий зависит от того, в каких целях он используется: в некоммерческих (научных, образовательных) или коммерческих.
Использование логотипа в не коммерческих целях
Первый случай представляет собой ситуацию, когда логотип используется, например, в научной публикации или в статье для блога. В такой ситуации необходимо соблюсти три правила законного цитирования: указать имя автора, источник цитаты, оставить сам объект неизменным. В целом эти правила касаются любого цитирования. В абсолютном большинстве случаев никто не будет пытаться доказать, что логотип используется незаконно.
Использование логотипа в коммерческих целях
Второй случай предусматривает использование логотипа в деловых целях. Здесь необходимо получить согласие правообладателя, иначе он имеет полное право подать на вас в суд и требовать компенсации. Стоит включить в договор пункт о том, что исполнитель имеет право использовать логотип в своих портфолио, а заказчик не возражает против использования своего имени, ссылок на сайт, страниц в социальных сетях, непосредственно логотипа, а также иных обозначений. Согласно действующему законодательству, договор о передаче права пользования, необходимо зарегистрировать в Патентном ведомстве. В случае возникновения спора по использованию знака без регистрации в патентном ведомстве такого права, суд встанет на сторону правообладателя. Если договора нет, то можно отправить официальное письмо в адрес компании с запросом об использовании логотипа. Если же клиент не хочет включать в договор такие пункты или не горит желанием оформлять согласие, но при этом не против размещения логотипа в портфолио, то лучше, конечно, отказаться от его использования.