Top.Mail.Ru
Можно ли продать или передать товарный знак другой фирме? :: Блог о товарных знаках
Консалтинг для крупных компаний и малого бизнеса от GPG
Всегда на связи: поддержка по интеллектуальной собственности и юридическим вопросам 24/7
Можно ли продать или передать товарный знак другой фирме?
Назад

Можно ли продать или передать товарный знак другой фирме?

Представим такую ситуацию. У вас – небольшая пекарня и вы разработали рецепт уникального пирожного. Так как вы – человек ответственный, вы сразу зарегистрировали соответствующий товарный знак. Видя успех вашей продукции, к вам обратился с предложением крупнейший кондитерский холдинг, который готов заплатить за ваш товарный знак существенную сумму. Можно ли вообще продавать или передавать товарные знаки другому юридическому лицу? Давайте рассмотрим такие кейсы.

Можно ли продать или передать товарный знак другой фирме.jpg

© ru.freepik.com

Регистрация собственного товарного знака дает владельцу ряд исключительных прав. К ним относятся в том числе заключение различных лицензионных договоров и продажа товарного знака. Более того, это распространенная практика, которая позволяет вовлечь товарные знаки в оборот и получать с данного вида интеллектуальной собственности прибыль, причем как постоянную, так и в моменте.

Существует три вида договоров, по которым можно передать товарный знак

Первый – договор отчуждения. По своей сути он напоминает договор купли-продажи. В рамках такой сделки одна их сторон (владелец) обязуется передать или передает другой стороне исключительные права на товарный знак. Разница в формулировках объясняется необходимостью разделить два вида договоров: консенсуальные (вступают в силу с момента их подписания) и реальные (вступают в силу с момента передачи объекта интеллектуальной собственности). Кроме того, отчуждение может происходить как по всем классам, которые определены для товарного знака, так и по части из них. Договор отчуждения может заключаться как в рамках продажи организации, так и как отдельный договор.

Второй вид договоров – лицензионные. В этом случае владелец товарного знака (лицензиар) продолжает владеть им, а другая сторона (лицензиат) получает право на его временное использование на тех условиях, что прописаны в соответствующем соглашении. В нем также указываются следующие моменты. Во-первых, это территория, на которой товарный знак может использоваться (по умолчанию – вся территория России). Во-вторых, обозначается срок действия лицензии – по умолчанию он составляет 5 лет. В-третьих, уточняется вид лицензии: исключительная (дается только одному лицу) или неисключительная, полная (на все виды товаров или услуг) или неполная. В-четвертых, указываются требования к условиям производства товара и качеству продукции. В-пятых, уточняется возможность предоставления сублицензии.

Третий вид – договор коммерческой концессии. Также он известен как франшиза. Это действенный механизм расширения бизнеса, выхода на новые рынки и повышения узнаваемости бренда. По такому принципу работают, например, многие сети кафе. По договору коммерческой концессии принимающая сторона (франчайзи) использует фирменный стиль и технологии правообладателя (франчайзера) и при этом получает от него организационную, методическую и иную поддержку.

Правила регистрации

Сделаем небольшое отступление. Все указанные выше договоры должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в Роспатенте. Исключительное право переходит только после внесения соответствующих изменений в реестр. Чтобы это сделать, необходимо предоставить ряд документов: заявление, согласие на обработку персональных данных, подлинник договора, подтверждение оплаты госпошлины, при необходимости – нотариально заверенные переводы на русский язык и доверенность.

Ограничения при передаче права пользования

Разумеется, существуют и ограничения по передаче товарного знака. Так, его стороной не может быть физическое лицо. Кроме того, лицензия и коммерческая концессия не могут быть безвозмездно отчуждены. Нельзя выполнить отчуждение принадлежащего группе юридических лиц коллективного знака. Запрещено отчуждение товарных знаков, в которых есть указание на место происхождение товара. 

Отдельный пункт – запрет отчуждения при введении потребителя в заблуждение.

Получить консультацию эксперта

Хотите обсудить свой случай?
Задайте свой вопрос или опишите ситуацию.
Эксперт свяжется с вами в ближайшее время.

Заполняя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Ознакомиться с нашими услугами можно здесь

Похожие публикации