Отдельный пункт – запрет отчуждения при введении потребителя в заблуждение.
Можно ли продать или передать товарный знак другой фирме?
Представим такую ситуацию. У вас – небольшая пекарня и вы разработали рецепт уникального пирожного. Так как вы – человек ответственный, вы сразу зарегистрировали соответствующий товарный знак. Видя успех вашей продукции, к вам обратился с предложением крупнейший кондитерский холдинг, который готов заплатить за ваш товарный знак существенную сумму. Можно ли вообще продавать или передавать товарные знаки другому юридическому лицу? Давайте рассмотрим такие кейсы.
© ru.freepik.com
Регистрация собственного товарного знака дает владельцу ряд исключительных прав. К ним относятся в том числе заключение различных лицензионных договоров и продажа товарного знака. Более того, это распространенная практика, которая позволяет вовлечь товарные знаки в оборот и получать с данного вида интеллектуальной собственности прибыль, причем как постоянную, так и в моменте.
Существует три вида договоров, по которым можно передать товарный знак
Первый – договор отчуждения. По своей сути он напоминает договор купли-продажи. В рамках такой сделки одна их сторон (владелец) обязуется передать или передает другой стороне исключительные права на товарный знак. Разница в формулировках объясняется необходимостью разделить два вида договоров: консенсуальные (вступают в силу с момента их подписания) и реальные (вступают в силу с момента передачи объекта интеллектуальной собственности). Кроме того, отчуждение может происходить как по всем классам, которые определены для товарного знака, так и по части из них. Договор отчуждения может заключаться как в рамках продажи организации, так и как отдельный договор.
Второй вид договоров – лицензионные. В этом случае владелец товарного знака (лицензиар) продолжает владеть им, а другая сторона (лицензиат) получает право на его временное использование на тех условиях, что прописаны в соответствующем соглашении. В нем также указываются следующие моменты. Во-первых, это территория, на которой товарный знак может использоваться (по умолчанию – вся территория России). Во-вторых, обозначается срок действия лицензии – по умолчанию он составляет 5 лет. В-третьих, уточняется вид лицензии: исключительная (дается только одному лицу) или неисключительная, полная (на все виды товаров или услуг) или неполная. В-четвертых, указываются требования к условиям производства товара и качеству продукции. В-пятых, уточняется возможность предоставления сублицензии.
Третий вид – договор коммерческой концессии. Также он известен как франшиза. Это действенный механизм расширения бизнеса, выхода на новые рынки и повышения узнаваемости бренда. По такому принципу работают, например, многие сети кафе. По договору коммерческой концессии принимающая сторона (франчайзи) использует фирменный стиль и технологии правообладателя (франчайзера) и при этом получает от него организационную, методическую и иную поддержку.
Правила регистрации
Сделаем небольшое отступление. Все указанные выше договоры должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в Роспатенте. Исключительное право переходит только после внесения соответствующих изменений в реестр. Чтобы это сделать, необходимо предоставить ряд документов: заявление, согласие на обработку персональных данных, подлинник договора, подтверждение оплаты госпошлины, при необходимости – нотариально заверенные переводы на русский язык и доверенность.
Ограничения при передаче права пользования
Разумеется, существуют и ограничения по передаче товарного знака. Так, его стороной не может быть физическое лицо. Кроме того, лицензия и коммерческая концессия не могут быть безвозмездно отчуждены. Нельзя выполнить отчуждение принадлежащего группе юридических лиц коллективного знака. Запрещено отчуждение товарных знаков, в которых есть указание на место происхождение товара.