Чтобы точно знать, куда потрачены средства, направленные на развитие бизнеса предприятия, организации или производства, потребуется помощь экспертов, готовых выполнить капитализацию не только осязаемых активов, но и такого богатства, как ИС. К этой категории следует отнести:
• Технологические объекты (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), конструкторская и техническая документация, технические условия);
• Маркетинговые ОИС (торговые марки, бренды, доменные имена и т.п.);
• Нематериальные активы типа затрат на обработку данных;
• Наработанные бизнес связи, контракты, лицензионные соглашения, договоры франчайзинга;
• Вложения, способствующие продвижению товаров и услуг, веб-сайты, мобильные приложения;
• Клиентская база;
• Модель ведения бизнеса;
• Бизнес идеи.
Капитализация имеет смысл при вложении денег в решение таких задач:
• Реклама и маркетинг;
• Мероприятия юридического и консалтингового характера;
• Затраты на видео или аудио материалы, на дизайнерские разработки;
• Реклама товаров или услуг посредством ТВ, СМИ, наружных рекламных средств, выставок и т.п.;
• Работа над программным обеспечением и продвижением продукции через интернет;
• Расходы на создание ОИС (оплата работы).
Интеллектуальная собственность переходит в категорию активов при таких характеристиках:
• Обеспечение идентификации и описание интересующего объекта;
• Признание на юридическом уровне и правовая защищённость;
• Материальные доказательства в виде контракта, списка клиентов, свидетельства о регистрации и т.п.;
• Документальное подтверждение даты создания;
• Ликвидация в определённый отрезок времени с указанием причин и событий.