Назначение и сущность патентного исследования

Патентные исследования направлены на определение патентоспособности продуктов (устройств, веществ или технологий), их патентной чистоты и конкурентоспособности.

Назначение и сущность патентного исследования

Под патентоспособностью понимается совокупность признаков продукта, которые позволяют признать его изобретением, т.е. действительно уникальным и инновационным продуктом. В России под «признаками патентоспособности» понимается:

  • степень новизны продукта,
  • его изобретательский уровень,
  • промышленная применимость.

Если в ходе проведения патентного исследования выяснится, что подобное устройство, вещество или технология известны, либо малоэффективны и не имеют экономического значения, его разработчику откажут в получении патента. Таким образом, сущность проведения патентного исследования способствует сокращению затрат на разработку продукта, т.к. исключает возможность его дублирования.

Патентная чистота означает, что продукт с подобными характеристиками и свойствами не был уже запатентован и может свободно использоваться на территории данной страны - без опасности нарушения прав третьих лиц. Патент получит то изобретение, которое по своим характеристикам не напоминает запатентованное ранее. Экспертизу патентной чистоты изобретения можно произвести для любых стран, чтобы понять, на территории каких из них можно реализовывать данный продукт.

Важно проанализировать и конкурентоспособность разработки – это убережет разработчика от запуска в производство потенциально нерентабельного продукта. Здесь оценивается, насколько изобретение соответствует уровню последних научно-технических достижений в данной области, какие продукты можно назвать конкурирующими, и т.д.

Однако назначение патентных исследований можно раскрыть более широко, что позволяет решить много задач связанных с вводом нового продукта:

  • Проведение патентных исследований обоснованно при решении вопросов о продаже или покупке лицензии, т.к. позволяет получить стоимостную оценку объекта.
  • Могут быть направлены на выяснение того, насколько продукция данного вида соответствует требованиям потребителей.
  • Позволяют проанализировать состояние рынка данного вида продукции – его рост или спад. Это имеет большое значение для выработки адекватных решений управленческими кадрами.
  • Позволяют получить полную техническую характеристику продукта, которая может быть полезна на любом этапе его жизненного цикла. Анализ такой характеристики позволяет решить: запускать продукт в производство или снимать с него, какую цену устанавливать на новые образцы, какой выбрать рекламный подход и т.д.

Патентное исследование представляет собой регламентированный вид деятельности, который регулируется ГОСТ Р15.011-96. В соответствии с гост патентные исследования должны проводиться в установленном порядке, а их результаты должны быть представлены в форме отчетов оговоренного вида.

Проведение патентных исследований подразумевает скрупулезный анализ прежде всего патентной информации, но привлекаются и другие источники - научно-технические, рекламно-экономические. Объем этих источников зависит от целей проведения исследования.

Лобов Владислав Юрьевич
Оформите заявку на услугу. Мы свяжемся с вами в ближайшее время, ответим на все интересующие вопросы.
608 01.01.13

Содержание