Патентные исследования направлены на определение патентоспособности продуктов (устройств, веществ или технологий), их патентной чистоты и конкурентоспособности.
Под патентоспособностью понимается совокупность признаков продукта, которые позволяют признать его изобретением, т.е. действительно уникальным и инновационным продуктом. В России под «признаками патентоспособности» понимается:
Если в ходе проведения патентного исследования выяснится, что подобное устройство, вещество или технология известны, либо малоэффективны и не имеют экономического значения, его разработчику откажут в получении патента. Таким образом, сущность проведения патентного исследования способствует сокращению затрат на разработку продукта, т.к. исключает возможность его дублирования.
Патентная чистота означает, что продукт с подобными характеристиками и свойствами не был уже запатентован и может свободно использоваться на территории данной страны - без опасности нарушения прав третьих лиц. Патент получит то изобретение, которое по своим характеристикам не напоминает запатентованное ранее. Экспертизу патентной чистоты изобретения можно произвести для любых стран, чтобы понять, на территории каких из них можно реализовывать данный продукт.
Важно проанализировать и конкурентоспособность разработки – это убережет разработчика от запуска в производство потенциально нерентабельного продукта. Здесь оценивается, насколько изобретение соответствует уровню последних научно-технических достижений в данной области, какие продукты можно назвать конкурирующими, и т.д.
Однако назначение патентных исследований можно раскрыть более широко, что позволяет решить много задач связанных с вводом нового продукта:
Патентное исследование представляет собой регламентированный вид деятельности, который регулируется ГОСТ Р15.011-96. В соответствии с гост патентные исследования должны проводиться в установленном порядке, а их результаты должны быть представлены в форме отчетов оговоренного вида.
Проведение патентных исследований подразумевает скрупулезный анализ прежде всего патентной информации, но привлекаются и другие источники - научно-технические, рекламно-экономические. Объем этих источников зависит от целей проведения исследования.