Отличия торговой марки от товарного знака
Назад

Отличия торговой марки от товарного знака

В ряде зарубежных стран для обозначения средств индивидуализации предприятий и выпускаемых ими товаров используют 2 понятия: «торговая марка» и «бренд». В России на нормативном уровне данные термины не закреплены, однако они активно используются на практике. Далее разберем, что такое бренд и торговая марка, а также в чем заключается их различие.



Что такое торговая марка

Торговая марка - это один из вариантов перевода английского термина trademark с единственным верным правовым значением в русском языке - товарный знак. На практике эти термины часто используются в качестве синонимов, причем такой подход можно встретить в юридической литературе, нормативных актах и даже в судебной практике.

Например, в одном случае суд отметил, что у торговой марки и товарного знака одни и те же цели (индивидуализация товаров), поэтому к обоим терминам может быть применено понятие товарного знака из ГК РФ (дело № А51-20620/2015).

В России понятие торговая марка чаще всего используется в различных маркетинговых исследованиях внешнего и внутреннего рынков и представляет собой совокупность различных свойств, образов и ассоциаций, которые позволяют конкретному товару выделяться среди остальных конкурентов на рынке. Также вполне допустимо использовать данный термин по отношению к обозначениям, которые выполняют функции товарного знака, но по тем или иным причинам официально не зарегистрированы и таковыми с правовой точки зрения не являются.

В качестве примера торговой марки можно назвать концепцию Coca-Cola, которая вызывает у человека определенные образы и ассоциации. На самом деле всеми характеристиками обладает продукт, но для покупателя они равнозначны торговой марке.

В результате можно говорить о том, что товарный знак и торговая марка это синонимы, однако только первый является общепринятым в системе интеллектуальной собственности, в то время как второй таковым не считается, но активно используется в области маркетинга.

Что такое бренд

Равно как и торговой марки термина бренд в российском законодательстве не существует, однако он также распространен и активно используется на практике.

Обычно под брендом понимается определенный символ, визуальный и словесный, который характеризует значимые ценности и свойства для потребителя. Также бренд может рассматриваться в качестве репутации или доброго имени компании.

Иногда бренд отождествляют и приравнивают к торговому знаку, однако такой подход является ошибочным, поскольку бренд индивидуализирует производителя товаров, а товарный знак непосредственно сами товары.

С учетом вышеизложенного можно говорить о том, что бренд - это широко известная торговая марка, содержащая фирменное наименование компании.

Аналогом бренда в российском законодательстве является общеизвестный товарный знак, который стал таковым благодаря узнаваемости и активному использованию среди потребителей.

Отличие бренда от торговой марки

На первый взгляд может показаться что различия между брендом и маркой минимальны или же они отсутствуют вовсе. Фактически так и есть, за исключением единственной характеристики: уникальные свойства бренда позволяют продукту не просто отличаться от конкурентов, но и являются узнаваемыми. Следовательно, основная разница между данными терминами заключается в узнаваемости - бренд знаком потребителю, они лояльны к нему и готовы приобретать товары под этим логотипом.

Трансформация торговой марки в бренд происходит посредством маркетинговых коммуникаций. Как только потребитель узнал о марке (из рекламы, от знакомых и т. д.) и запомнил ее, она становится брендом. В дальнейшем с ростом узнаваемости торговой марки укрепляется и бренд, он становится более сильным и известным.

Таким образом, в России зарегистрированную товарную марку можно считать товарным знаком. Именно товарный знак является паспортом марки или бренда, и его непосредственной функцией является обеспечение защиты от неправомерного использования со стороны третьих лиц. Исключительно ТЗ может указывать на то, что определенный бренд зарегистрирован, является интеллектуальной собственностью и у него есть конкретный правообладатель.

При этом нужно помнить, что с юридической точки зрения терминов бренд и торговая марка в российском законодательстве не существует. Поэтому несмотря на активное использование в быту и на практике, их значение может меняться в зависимости от вкладываемого в конкретном случае смысла.

Если вам требуется помощь с регистрацией товарного знака или с защитой другой интеллектуальной собственности, обращайтесь за помощью в патентное бюро GPG. Более 15 лет мы успешно специализируемся на этих вопросах и готовы помочь с решением любой проблемы.

Получить консультацию эксперта

Хотите обсудить свой случай?
Задайте свой вопрос или опишите ситуацию.
Эксперт свяжется с вами в ближайшее время.

Заполняя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Ознакомиться с нашими услугами можно здесь

Похожие публикации

Нужна ли бренду регистрация?
13.07.2012
Товарные знаки
Плохие советы от «ЗНАТОКОВ»
15.05.2020
Товарные знаки
Коллективный товарный знак
23.09.2023
Товарные знаки
Отличие бренда от торговой марки
05.02.2024
Товарные знаки