Согласно ст.1259 ГК РФ, музыкальные произведения относятся к объектам авторских прав. Это касается как музыки без текста, так и песен. Все объекты авторства охраняются от недобросовестного использования третьими лицами. Рассмотрим подробнее, как именно создатель произведения может организовать защиту авторских прав на музыку.
Музыкальное произведение автоматически наделяется защитой по закону в момент создания. Это вытекает из статьи 1255 ГК РФ, согласно которой автор может рассчитывать на следующие права:
Автоматическое возникновение указанных привилегий означает, что человеку не нужно обращаться в какой-либо регистрирующий орган для подтверждения собственных притязаний на музыку.
Важное значение будет иметь факт фиксации произведения на различных носителях (электронных, материальных). Существование записи — крайне полезный пункт, который позволит избежать длительных судебных разбирательств и однозначно установить авторство конкретного человека.
Музыкальную композицию, которая защищена авторством, нельзя:
Все указанные манипуляции можно делать только с подтвержденного согласия первоначального автора.
Музыка является объектом творчества, но не все авторы заинтересованы в сохранении собственных исключительных прав. Их можно реализовать — продать или любым другим образом передать третьим лицам. В таком случае все будет зависеть от политики конкретного правообладателя. Не всегда они заинтересованы в защите — существует большое количество продуктов, «свободных» от авторской защиты. К примеру, такие образцы можно встретить на стриминговых платформах, музыкальных сервисах и приложениях по типу YouTube.
Защитой обладают только объекты, выраженные в конкретной форме. К примеру, это могут быть записи (электронные, классические и даже бумажные в виде нот). С другой стороны, если продукт существует только в голове у автора, который вовремя не побеспокоился о его формировании, любые претензии в отношении схожих произведений будут считаться недействительными. Важна именно материальная фиксация музыки, а не ее идея.
Рассмотрим факультативные варианты, которые могут быть полезны авторам в защите собственных прав.
Авторские права не нуждаются в регистрации. Это, однако, не избавляет творца от рисков длительных судебных разбирательств и доказывания собственного авторства. Хороший способ избежать указанных проблем — пройти депонирование. Данная процедура позволяет:
Депонирование представляет собой регистрацию музыкальной записи в компетентной организации. В России ими выступают частные юридические лица, а не государственные образования. По результатам регистрации автору будет вручено авторское свидетельство — документальное подтверждение того, что запись была зафиксирована. В будущем это сильно облегчит разрешение конфликтов с нарушителями и пользователями.
Преимущества авторского свидетельства:
Получение авторского свидетельства, таким образом, является дополнительной документальной гарантией для автора. Оно позволяет зафиксировать конкретную дату создания продукта, имя творца и название объекта.
В качестве альтернативы можно обратиться к нотариусу за удостоверением записи. В отличие от авторского свидетельства, данная услуга стоит дороже. Кроме того, нотариусы чаще всего работают только с бумажными носителями — музыканту придется предоставлять запись с нотами. Заверение звуковых записей также возможна, но это потребует дополнительного времени и денег.
Обращение к нотариусу будет полезно и в случае, если музыканту потребовался перевод авторского свидетельства на иностранный язык для взаимодействия с зарубежными контрагентами и нарушителями. В таком случае удостоверенная копия переведенного свидетельства станет полноценным доказательством в будущих разбирательствах и переговорах.
Музыкальные произведения постоянно подвергаются следующим рискам:
Пиратство связано с нарушением имущественных прав музыканта. Оно может выражаться в незаконном контрафакте (перевозке) и реализации записей без согласия правообладателя. Плагиат же, напротив, связан с нарушением неимущественных прав — он выражается в копировании продукта и присвоении авторства.
В эпоху онлайн-индустрии указанные правонарушения распространились еще сильнее — теперь есть риск найти несогласованное использование музыки на сторонних сервисах и сайтах третьих лиц.
Защита авторских прав на песню основана на трех видах ответственности, к которым могут привлекаться нарушители:
Наиболее распространенный тип ответственности — гражданский. В рамках стандартного судебного разбирательства у автора есть возможность выставить следующие требования согласно статье 1252 ГК РФ.:
Основное оружие административного производства — штраф. Разбирательство будут проводить уже соответствующие органы. Это же касается и уголовного расследования, которое может закончиться для нарушителей еще хуже — лишением свободы.
Важно: все перечисленные виды ответственности могут существовать одновременно. Так, музыкант может взыскать компенсацию и потребовать удаления записи с сайта в рамках гражданского процесса, в то время как изъятие контрафакта и назначение штрафа уже будут осуществляться в рамках административного производства.
У музыканта есть два варианта реагирования: досудебное разрешение конфликта или судебное разбирательство. Практика показывает, что большинство нарушений можно устранить без участия судебной инстанции. Для этого необходимо:
В претензии следует указать конкретные требования в отношении нарушителя. Следует подробно расписать доказательства авторства и обстоятельства, при которых были нарушены права. Обязательно следует приложить к претензии подтверждения правонарушения.
Средний срок ответа на претензию — от 7 до 30 дней. Составитель сам определяет, в какое именно время он ожидает действий со стороны правонарушителя.
Если досудебный порядок не принес результатов, то единственным вариантом остается обращение в суд. Для этого потребуется составить исковое заявление, в котором необходимо подробно расписать обстоятельства нарушений и требования заявителя.