Создание Договора о патентной кооперации (PCT) стало результатом подъема промышленности в послевоенные 1950-е гг. и было обусловлено активизацией внешнеторговой деятельности государств. Значительную роль в этом сыграла и химическая революция 60-х гг. ХХ века, особенно в области пластических масс и синтетических смол, а также бурное развитие аэрокосмической и электронной промышленности. Расширение рынка сбыта экспортной продукции, объема продаж, желание занять на внешнем рынке стабильное положение - все это повлияло на активность в получении правовой охраны изобретений в зарубежных странах.
Данные предпосылки обусловили созыв Первой независимой конференции по разработке Договора о патентной кооперации (PCT), которая состоялась в феврале 1967 г. при участии Международного института в Гааге. На конференцию были приглашены 6 государств: Франция, Западная Германия, Япония, СССР, Великобритания и США.
Для выработки текста Договора потребовалось 10 консультационных заседаний, на одном из которых и было принято название «Договор о патентной кооперации» и решение использовать аббревиатуру РСТ (по англоязычному названию Договора: "Patent Cooperation Treaty") независимо от того, на каком языке публикуется или упоминается этот Договор. Эти многочисленные заседания сделали возможной созыв Дипломатической конференции, проходившей с 25 мая по 19 июня 1970 г. в г. Вашингтоне, число участников которой составили 55 правительственных организаций с правом голосования.
В результате данной Дипломатической конференции странам-участникам Парижской конвенции был открыт для подписания Договор о патентной кооперации, который 20 государств подписали сразу, и еще 15 государств подписали до конца 1970 г. Страны, участвующие в этом Договоре, образовали Международный союз патентной кооперации. Договор вступил в силу 1 июня 1978 г., и в этот же день была подана первая «международная заявка», т.е. заявка, оформленная в соответствии с требованиями PCT, для которой установлена дата международной подачи.
Каждый компетентный международный орган определяет для себя рабочие языки, языки переписки и использует в работе бланки, форма и содержание которых утверждены Административной инструкцией. Кроме того, для работы компетентных международных органов разработаны соответствующие руководства, утверждаемые Международным бюро. В каждом из таких руководств подробно расписаны те действия, которые должны быть предприняты каждым из компетентных международных органов в определенных ситуациях в ходе процедуры на международной фазе прохождения заявки.
Функции между компетентными международными органами распределены следующим образом.
На МБ ВОИС возложена руководящая и координирующая роль между сторонами, принимающими участие в PCT, т. е. заявителем, компетентными международными органами, указанными и выбранными ведомствами. Наряду с этим МБ ВОИС осуществляет публикацию и рассылку международных заявок, а также регистрацию и рассылку необходимой информации во все указанные или выбранные заявителем национальные и региональные патентные ведомства.
К компетенции Получающего ведомства относится решение таких вопросов, как установление даты международной подачи, проверка оформления заявки с точки зрения требований унифицированной международной публикации, контроль правильности и своевременности оплаты заявителем предписанных пошлин, изъятие международной заявки. Кроме того, в обязанности получающего ведомства входят различные процедурные вопросы, такие, как внесение изменений в заявление международной заявки, изъятие приоритета, указаний и т.д. Таким образом, на получающее ведомство возложено ведение всего делопроизводства общего характера по международной заявке на международной фазе.
В качестве получающих ведомств в РСТ задействованы национальные патентные ведомства Договаривающихся государств, межправительственные организации и Международное бюро ВОИС. При этом любое получающее ведомство имеет право назвать один или несколько Международных поисковых органов в качестве компетентного поискового органа по международным заявкам, поданным в это получающее ведомство.
На Международный поисковый орган возложена обязанность проведения международного патентного поиска, который проводится в обязательном порядке по каждой международной заявке. Основной задачей такого поиска является выявление соответствующего уровня техники, а объем поиска определяется Инструкцией к PCT.
Но функции Международного поискового органа могут выполнять лишь те национальные и региональные ведомства стран-участниц, которые назначены Ассамблеей Международного союза патентной кооперации. При этом ведомство, на которое могут быть возложены данные функции, должно удовлетворять определенным требованиям, регламентированным правилом 36.1 Инструкции к PCT, а именно:
1) в ведомстве должно быть по крайней мере 100 сотрудников, занятых полную рабочую неделю и обладающих достаточной технической квалификацией для проведения поиска, т. е. узко специализированных экспертов, профессионально занимающихся поиском и экспертизой;
2) ведомство должно либо иметь в своем распоряжении, либо иметь доступ к так называемому минимуму документации, т. е. патентной и непатентной литературе, обязательной для использования при проведении поиска, перечень которой определен Инструкцией к PCT;
3) ведомство должно иметь штат, обладающий достаточными языковыми знаниями для понимания тех языков, на которых написан или на которые переведен минимум документации, к числу которых относятся английский, немецкий и французский.
С учетом данных требований в качестве Международных поисковых органов Ассамблеей назначены 12 ведомств, но на сегодняшний день функции поисковых органов выполняют только одиннадцать из них: региональное Европейское патентное ведомство и национальные ведомства следующих Договаривающихся государств: США, Японии, Швеции, Республики Корея, Австралии, Канады, Китая, Испании, Австрии и Российской Федерации. Назначенное в 2003 г. патентное ведомство Финляндии пока не приступило к выполнению своих обязанностей.
Орган международной предварительной экспертизы проводит по международной заявке предварительную экспертизу, возможность которой предусмотрена PCT. Результатом международной предварительной экспертизы является заключение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям патентоспособности, таким как новизна, изобретательский уровень (неочевидность) и промышленная применимость. Эта процедура регламентируется Главой II PCT и не является обязательной. Она может быть проведена только по требованию заявителя. Несмотря на то, что международная предварительная экспертиза является достаточно полной и квалифицированной, она не предрешает выводов национальных и региональных патентных ведомств, т. к. согласно статье 33 PCT(1) заключение экспертизы носит необязывающий характер для любого из ведомств, каждое из которых вправе применять дополнительные или иные критерии для решения вопроса, является ли заявленное изобретение патентоспособным в этом государстве.
Функции Органов международной предварительной экспертизы возложены на те же ведомства, на которые возложены и функции Международных поисковых органов. При этом, каждый Орган международной предварительной экспертизы может определить те Международные поисковые органы, на основании отчетов о поиске которых он будет проводить международную предварительную экспертизу.
Нормативная база РСТ, регулирующая весь процесс прохождения международной заявки с момента её подачи в получающее ведомство и до перехода в какое-либо национальное патентное ведомство страны-участницы РСТ, имеет линейно-подчиненную структуру.
Основным законодательным актом является Договор о патентной кооперации (РСТ). Далее по подчинённости следует Инструкция к РСТ, узаконенная статьей 58 PCT и являющаяся приложением к Договору. Инструкция имеет особый правовой статус - вместе с Договором они представляют собой две части единого международного акта. Затем, согласно правилу 89 Инструкции к РСТ, следует Административная инструкция в соответствии с PCT, регулирующая отдельные технические вопросы. Завершает эту «нормативную цепочку» ряд руководств: руководство для заявителя и руководства для всех компетентных международных органов.
Договор состоит из Преамбулы, Вводных положений и восьми Глав, и включает 69 статей. Нормы, регламентирующие процедуры подачи международной заявки, международного патентного поиска и международной публикации содержатся в Главе I. Сюда же включены нормы, регулирующие процедуру перевода международной заявки на национальную фазу, и нормы, определяющие требования национальных патентных ведомств. Все нормы, касающиеся международной предварительной экспертизы, выделены в отдельную Главу II Договора. Глава III содержит общие положения, такие как испрашивание определенных видов охраны, последствия неправильного перевода международной заявки, предоставление права на ведение дел в международных органах. Глава IV определяет условия и объем предоставляемых услуг в области патентной информации и технической помощи Договаривающимся государствам из числа развивающихся стран в развитии их национальных патентных систем. Глава V включает административные положения, определяющие законодательные и исполнительные органы РСТ. Кроме того, согласно одной из статей Главы V, а именно статье 58, в приложение к Договору предусматривается Инструкция, содержащая правила относительно ряда требований, для которых специально предусмотрено, что они будут установлены Инструкцией, а также правила относительно любых административных требований и процедур. Главы VI и VII регулируют соответственно вопросы разрешения споров и пересмотра поправок Договора. И, наконец, в Главу VIII включены так называемые заключительные положения, а именно условия вступления Договора в силу, возможные оговорки, т.е. положения Договора, в отношении которых любое государство может не считать себя ими связанными, возможность денонсирования Договора и функции депозитария.
Инструкция к РСТ, которая была принята одновременно с Договором 19 июня 1970 г., состоит из 6 частей, нумеруемых буквами латинского алфавита, и приложения, каковым является Перечень пошлин. Согласно нумерации Инструкция содержит 96 правил, однако, учитывая, что многие номера используются со сносками bis и ter, на сегодняшний день фактически существует 109 правил, регламентирующих процедуру РСТ.
Часть А содержит вводные правила, определяющие значение сокращенных выражений и толкование некоторых терминов. Части В и С содержат правила, относящиеся соответственно к Главам I и II Договора и детализирующие процедуры подачи международной заявки и требования на проведение международной предварительной экспертизы. Кроме того, в этих частях регламентируются процедуры проведения международного поиска, публикации и проведения международной предварительной экспертизы. В части D объединены правила, подчиненные Главе III Договора, которые содержат нормы, определяющие исчисление, изменение и несоблюдение сроков, предусмотренных процедурой РСТ. Часть Е включает правила, относящиеся к Главе V Договора, и, соответственно, регламентирующие административные положения, такие как голосование, изменение Инструкции, содержание и форму Бюллетеня, предоставление экземпляров публикаций. Кроме того, согласно правилу 89, входящему в часть Е, предусмотрено наличие Административной инструкции, содержащей положения относительно вопросов, по которым Инструкция к РСТ специально ссылается на Административную инструкцию и относительно любых подробностей по применению Инструкции к РСТ. В заключительную часть F включены правила, относящиеся к нескольким Главам Договора. В их числе правила, регламентирующие порядок назначения агентов или общих представителей, правила, определяющие перечень и процедуру возможных изъятий, изменение некоторых сведений в заявлении или требовании, исправления очевидных ошибок, а также правила хранения документов дел международных заявок и правила доступа к данным делам.
Согласно правилу 96, последнему правилу Инструкции к РСТ, предусмотрен Перечень пошлин, который является приложением к Инструкции и составляет ее неотъемлемую часть. Перечень содержит размеры пошлин, предписанных к оплате на международной фазе, и условия, на которых установленные пошлины могут быть снижены.
Любые поправки в Договор и Инструкцию могут быть внесены только Ассамблеей Международного союза патентной кооперации.
Административная инструкция в соответствии с РСТ составляется и может изменяться Генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности после консультации с ведомствами и компетентными международными органами. Административная инструкция, состоящая из шести частей и Приложений, регулирует такие вопросы как порядок нумерации международных заявок, формы бланков заявления и требования, языки и формы бланков для переписки, используемые Международным бюро, получающим ведомством, Международным поисковым органом и Органом международной предварительной экспертизы, формы отчета о международном поиске и заключения международной предварительной экспертизы, а также стандарты представления последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот и стандарт представления международной заявки в электронной форме.
Что касается разработанных Международным бюро руководств, то, поскольку каждое из них имеет практическую ценность для того пользователя, для которого оно предназначено, в данном случае имеет смысл более подробно остановиться на руководстве для заявителя (Applicant’s Guide). Трудно переоценить практическую ценность данного руководства, т. к. оно содержит всю необходимую информацию, которая может быть востребована заявителем при подаче заявки по процедуре РСТ.
Руководство состоит из двух томов: I том - международная фаза (части I/А и I/В) и II том - национальная фаза (части II/A, II/B, II/C и II/D). Часть А первого тома содержит непосредственно руководство, в котором в форме вопросов и ответов представлена вся основная информация о том, что такое PCT, каким образом и кем может быть подана международная заявка, что включает заявление, как должны быть составлены описание, формула изобретения, реферат и как правильно оформить чертежи, описаны процедуры, применяемые получающим ведомством, Международным поисковым органом и Органом международной предварительной экспертизы, приведены требования, определяющие условия установления даты международной подачи, представлены основные сведения о процедуре проведения поиска и международной предварительной экспертизы и т. д. Кроме того, часть А содержит основную информацию о странах-участницах PCT и межправительственных организациях, такую как официальное наименование ведомства, почтовый адрес, контактные телефоны, при наличии, e-mail и адрес сайта в Internet, возможные виды охранных документов, сведения о том, является ли данное государство связанным положениями Главы II PCT.
В части I/B представлена информация о Международном бюро, получающих ведомствах, Международных поисковых органах и Органах международной предварительной экспертизы с указанием для каждого из них компетентных языков, размеров взимаемых пошлин и валюты, установленной для их оплаты, числа требуемых экземпляров международной заявки и документов, представляемых заявителем в ходе международной процедуры, и т.д.
И, наконец, части II/A, II/B, II/C II/D второго тома содержат основную информацию о требованиях национальных ведомств, такую как сроки перехода на национальную фазу в данное ведомство согласно статье 22(1) PCT и статье 39(1) РCT, язык перевода международной заявки, виды и размеры национальных пошлин, образцы заявлений, сведения о необходимости наличия патентного поверенного и т. д. Кроме того, часть II/A содержит основные требования, существующие в PCT, которые заявитель должен учитывать при желании перевести свою международную заявку на национальную фазу в то или иное Договаривающееся государство.
Источник www1.fips.ru