Особенности регистрации фамилии и имени в качестве товарного знака

Представим такую ситуацию. У вас есть свой личный бренд, в развитие которого вы серьезно вложились: долго учились, набирали компетенции и опыт, раскручивали его в экспертном сообществе и социальных сетях. Разумеется, вы заинтересованы в том, чтобы защитить его от посягательств конкурентов и просто недобросовестных игроков рынка. Что же делать в этом случае: можно ли зарегистрировать свою фамилию и имя как товарный знак?

Особенности регистрации фамилии и имени в качестве товарного знака.jpg

© ru.freepik.com

Можно ли регистрировать фамилию и имя?

Сразу ответим на этот вопрос. Действительно, свою имя и фамилию можно зарегистрировать как товарный знак. Более того, существует множество удачных примеров: производитель конфет «Коркунов», производитель молочной продукции «Б.Ю. Александров», банк «Тинькофф», не говоря уже про личные бренды известных артистов (Николай Басков, Филипп Киркоров) и политиков (Владимир Жириновский, который, к сожалению, скончался в начале апреля 2022 года). Нередко, кстати, используется вымышленная фамилия, которая ассоциируется с продукцией: пиво «Бочкарев», молочные изделия «Сыробогатов», мясные изделия «Мяснов». Использовать имя и фамилию как товарный знак продукции – грамотное решение, так как это повышает доверие покупателей к ней: у них создается впечатление, что бизнесмен лично отвечает за качество. Да и узнаваемость таких брендов как минимум на треть выше.

У кого есть права регистрации фамилии?

Но важно понимать, что при регистрации таких товарных знаков есть определенные нюансы. О них мы расскажем далее.

Начнем с того, что заявка на регистрацию такого товарного знака могут подать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. В первом случае также необходимо получить нотариально заверенное согласие обладателя фамилии. Существует два основных требования к подобным обозначениям: они должны обладать различительной способностью и при этом не вводить в заблуждение. Роспатент однозначно отказывает в регистрации товарного знака в том случае, если он до степени смешения похож на данные известных лиц, и при этом не получено согласие от них (или наследников). Исключением выступает ситуация, когда сам известный человек регистрирует свою фамилию как товарный знак. Также без разрешения компетентных органов не получится зарегистрировать фамильные обозначения, которые являются культурным и историческим наследием нашей страны. Например, если производитель решит зарегистрировать бренд чая «Чайковский», то ему придется составить грамотное обоснование, что в виду он имел не самого великого композитора, а, например, кого-то из руководителей предприятия. Отметим, что фамилия, которую планируется использовать как товарный знак, не должна быть тождественна терминам на русском или иностранном языках: Учитель, Коваль (кузнец), Smith (кузнец), Muller (мельник).

Доказательства права на регистрацию

Если речь идет об обычной фамилии, то ей предоставляется правовая охрана при представлении определенных доказательств: данных из рекламы, соцопросов, данных о продажах. Они должны подтверждать, что благодаря ей потребитель ассоциирует продукцию с конкретным человеком. Например, предприниматель Алексей Гарагашьян – создатель вездеходов Sherp – зарегистрировал свою фамилию как товарный знак (№ 707086).

Есть несколько приемов, которые позволяют повысить различительную способность таких товарных знаков. Первый – использовать имя и фамилию. Второй – добавить красивую графику и изобразительные элементы. Однако стоит быть аккуратным с окончаниями: -офф, -ъ и иными. В этом случае придется доказывать их смысловое значение.


Лобов Владислав Юрьевич
Оформите заявку на услугу. Мы свяжемся с вами в ближайшее время, ответим на все интересующие вопросы.