Обозначение в виде оригинальных лаконичных изображений или необычных шрифтов, может именоваться логотипом, что является синонимом всё того же товарного знака, чрезвычайно удобного для маркировки. Но предприниматель, который не торопится зарегистрировать свой знак, рискует его потерять. Конкуренты могут быстро понять выгоду и опередить с регистрацией.
Всеми делами регистрации товарных знаков управляет ФИПС, находящийся в ведомстве Роспатента. Рассчитывать на Свидетельство, гарантирующее исключительные права на срок в 10 лет с правом продления (неограниченное в количество раз), можно только после рассмотрения заявки и результатов экспертиз.
Согласно Гражданскому законодательству, регистрации подлежат товарные знаки:
Правда, можно зарегистрировать знаки объёмного типа, звукового, обонятельного и даже голографического, но их доля в общем числе действующих товарных марок достаточно мала.
Для регистрации собственного товарного знака не достаточно выбрать понравившееся обозначение. Намного важнее не попасть под ограничения, прописанные в ст. 1483 ГК РФ, куда входит введение потребителя в заблуждение по причине недостатка различительных особенностей
Свидетельство о регистрации можно сравнить с вооружением в виде целого комплекса средств, позволяющих отразить нападки нарушителей и сделать знак практически неуязвимым. Притом, нельзя забывать о шансе использования интеллектуальной собственности, как нематериального актива, который можно продать, сдать в аренду согласно лицензии или использовать в качестве закладной в банк. А чтобы свести возможные риски к минимуму, регистрацией лучше заняться ещё до появления товара в продаже.
Согласно Закону, охране подлежит именно то обозначение, которое подано вместе с заявкой на регистрацию, что не даёт право рассчитывать на защиту отдельных частей комбинированного знака. Здесь уже надо будет провести отдельную регистрацию каждого интересующего обозначения в отдельности. А ввиду угрозы прекращения действия неиспользуемого знака, нужно иметь на вооружении документальные подтверждения обратного. Но такие доказательства могут иметь силу лишь тогда, когда используется именно тот знак, на который выдан охранный документ. Так что, желание уложиться в одну заявку при наличии нескольких актуальных обозначений, может обернуться крушением всех планов.
Регистрация товарных знаков на основании заявок, поданных физическим лицом не разрешается. Право выступать в роли заявителя имеют только индивидуальные предприниматели и юридические лица. А если время не терпит, то, в крайнем случае, приходится совмещать регистрацию с оформлением предпринимательства. Правда, такой расклад сопряжён с риском аннулирования регистрации. Правильнее будет воспользоваться рукой помощи иного предпринимателя, который позже переуступит право на заявку или Свидетельство заинтересованному лицу, оформившему необходимые документы и уплатившему пошлины.
Хоть закон не запрещает указывать в заявке двух заявителей, но в полной мере воспользоваться преимуществами сможет только тот из них, чьё имя стоит первым и, соответственно, вписано в реестр Роспатента и охранный документ. Правда, существуют законные основания для получения коллективного товарного знака, но с той особенностью, что в качестве правообладателя будет представлено объединение лиц, деятельность которых соответствует закону государства. Такая возможность облегчает работу в случае, когда объединением маркируются товары, обладающие общими характеристиками.
Включение в товарный знак географического названия может грозить отказом, если заявитель не из указанной местности, что вводит потребителя в заблуждение по поводу места производства. Здесь решающую роль сыграет подтверждение в виде адреса регистрации предпринимательства. Кроме того, географические названия считаются неохраняемыми элементами, что не даёт монополизировать этот словесный элемент.
Право вставлять в обозначение имя и фамилию предоставляется их обладателю со статусом ИП или юридического лица. А если в этом качестве используются имена известных людей, то здесь потребуется нотариально подтверждённое согласие хозяина фамилии.
Избежать разочарования по поводу отказа в регистрации поможет предварительный поиск, позволяющий убедиться, что конкретное обозначение не является тождественным, либо предельно схожим с уже зарегистрированным знаком иного владельца, либо заявленным на регистрацию раньше. Чтобы выполнить задуманное, можно взять на вооружение экспресс-поиск или прибегнуть к процедуре глубокого поиска. Первый вариант поможет сэкономить время, так как завершится за 1-2 дня, но даст оценку только словесным обозначениям. Во втором случае можно получить представление о полной картине в среде зарегистрированных и заявленных знаков. Предварительный поиск даёт возможность определиться с целесообразностью, сократить или изменить перечень товаров, договориться с правообладателем и внести исправления до того, как потеряно время и потрачены деньги.
Процедура, растягивающаяся на период от 8 до 18 месяцев, состоит из 2 этапов:
В случае негативного решения, у заинтересованного лица есть 6 месяцев для предоставления в Роспатент доводов в свою пользу. Если этот срок упущен, то побороться за свой знак можно через ППС, а если что-то не устраивает, то и через суд.