Смена директора компании

Будучи одной из самых важных фигур на любом предприятии, руководитель способен вдохновить коллектив на позитивные свершения, правильно организовать производственный процесс и эффективно воздействовать на его успешность. Но в случае недостаточного авторитета у подчинённых, низкого профессионализма, смерти, а также увольнения, крайне важно точно знать, как поменять директора компании, не нарушив нормативов законодательства.

Смена директора компании

Процедура смены директора

Сама процедура, которой нужно придерживаться для смены директора, начинается с общего собрания учредителей, по итогам которого и подготавливается протокол, куда обязательно включено решение относительно смены генерального директора. Кроме того, придётся заполнить форму Р14001, согласно которой регистрируются изменения, которые не нужно вносить в учредительные документы. Следующим шагом будет расторжение трудового договора с прежним директором и, не откладывая дела в долгий ящик, надо издать по этому поводу соответствующий приказ. А так как директор практически всегда является участником ООО, то нужно соблюсти инструкции по его выходу.

Согласно законодательству, на протяжении 3-х месяцев, конечно, если уставом не предусмотрен иной срок, придётся выплатить действительную стоимость доли бывшего директора. Для подобного расчёта необходимо руководствоваться специальной формулой. (В случае любых вопросов и затруднений лучше всего сразу обратиться к помощи профессионалов, в частности к бюро GPG). Кроме того, в течение 1 дня нужно разобраться с долей, которая должна перейти к обществу. Варианты подобных операций расписаны в п. 2, ст. 24 ФЗ № 14. Но в любом случае, нужно постараться и в течение месяца зарегистрировать эти изменения. Незаинтересованные в уменьшении уставного капитала, участники общества должны позаботиться о погашении части, принадлежавшей совладельцу (бывшему директору) и обязательно выбрать один из вариантов, предусмотренных законодательством для распределения этой самой доли. А выбирать нужно из таких возможностей:

  1. распределение доли среди участников, пропорциональное участию в уставном капитале;
  2. продажа доли, хоть одному, а хоть нескольким совладельцам;
  3. если устав позволяет, то можно прибегнуть к продаже третьим лицам.

Также необходимо позаботиться о заключении договора с новоназначенным директором, а также издать приказ по поводу данного изменения. С пакетом документов, где обязательно должна быть регистрационная карта (форма 4), протокол, отражающий подробности собрания учредителей компании и приказ, согласно которому назначается новый директор, - необходимо обратиться в государственный регистрирующий орган (ЕГРЮЛ) по месту, где зарегистрировано предприятие. А ещё нужно будет уведомить о произошедших изменениях банк. Обязательным также считается оформление новой банковской карточки, как и генерирование нового электронного ключа доступа к счетам.

Требования к документам

Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ, нужно обратиться туда с целым пакетом документов, где обязательно будет протокол общего собрания участников ООО с их подписями. В случае, когда предприятие создаётся только одним лицом, то здесь не обойтись без оформления соответствующего решения, согласно которому происходит смена руководителя. И если протокол  не запрашивается налоговой инспекцией, то заявление (новая форма Р14001) потребуется. Во избежание отказа в регистрации изменений, необходимо быть особенно внимательным и не допустить даже незначительных ошибок в заполнении этой формы.

Крайне важно в данном заявлении указать перечень необходимых сведений о новоназначенном директоре и его предшественнике, как и прекращении его полномочий. Здесь же надо поставить отметку об их возложении на преемника. Кроме того, нужно внести все сведения в соответствующие графы. А при их отсутствии, клетки пустыми оставлять не стоит. Правильнее будет поставить в них прочерки, что поможет убедить регистрирующий орган в отсутствии информации, испрашиваемой в том пункте. Кроме того, проставленные прочерки не позволят никому другому нарушить закон и что-то изменить в оформленном документе.

А что касается адреса, то вносить его в форму необходимо только в соответствии с классификатором КЛАДР.

Поскольку нужно будет пронумеровать заполненные листы, то распечатывать те страницы, которых не коснутся изменения, совсем не обязательно.

Во избежание сомнений относительно правильности заполнения формы, нотариусом, которых должен заверить этот документ, производится и его проверка. Если прежде форму мог сшить сам заявитель, то на данный момент, её скреплением занимается тот же нотариус, которому поручено заверить данный документ.

И не следует оттягивать с подачей заявления, так как, согласно закону, это нужно сделать не позднее трёхдневного срока от даты, которая стоит в протоколе. Нарушение данного предписания грозит штрафом. А вот если протокол не представлен в регистрирующий орган, то ориентироваться нужно по дате на форме Р14001, которую указал нотариус.  В результате процедуры, ЕГРЮЛ выдаёт свидетельство, подтверждающее законность изменений.

Способы подачи документов в исполнительный орган

Согласно действующему на сегодняшний день законодательству, с заявлением по регистрации процедуры смены директора обращается новоназначенный руководитель. Взамен пакету документации выдаётся расписка с указанием наименования самой организации, заявителя и перечислением всех документов. Но современному заявителю ничего не стоит подать соответствующие документы с помощью нотариуса через Интернет. Подготовленные в течение 6 рабочих дней, документы будут выданы по предъявлению этой расписки. А если в указанный срок никто не потрудился их забрать, они будут отправлены по юридическому адресу, что не всегда удобно.

Вот только свидетельство, подтверждающее законность внесения записи в ЕГРЮЛ, как и выписку из реестра, необходимо сразу же проверить на предмет ошибок, при наличии которых исправления вносятся в семидневный срок.

Особенности процедуры

По окончанию процедуры смены директора, необходимо поставить в известность только банк, в котором функционирует расчётный счёт данного предприятия. Иные организации, вроде внебюджетных фондов, получат необходимую информацию автоматически. Как раз для этого существует система межведомственного взаимодействия.

Подтверждение смены директора для банка предоставляется через пакет документов, где обязательно есть выписка из ЕГРЮЛ, протокол, содержащий решение о назначении директора, а также приказ по поводу его вступления в должность. Но так как некоторые банки требуют ещё свидетельство о присвоении ИНН и ОГРН, а также устав ООО, то этот вопрос лучше уточнить заранее.

А банковская карточка, содержащая образец подписи новоназначенного директора, обязательно должна быть заверена нотариусом, либо тем лицом, которое уполномочено банком. Неправильно заполненная карточка не будет принята банком. По старому закону, такая карточка, предварительно заполненная банком, заверялась только у нотариуса. Не нужно забывать и о смене электронного ключа, чтобы действия со счётом велись от лица уже нового директора. Полноправное его вступление в должность начинается только после того, как банковская карточка принята банком, а электронный ключ сгенерирован.

И хоть процедура смены директора не отберёт слишком много времени, но даже самая незначительная ошибка способна свести к нулю все приложенные старания. Не заинтересованы усложнять себе жизнь? Лучше сразу обратитесь к специалистам, которые смогут решить вопрос с подготовкой и регистрацией документов, а также получат все необходимые бумаги в налоговой инспекции. Кроме того, профессионалы всегда знают, как нужно действовать, если новый директор не является резидентом страны. В подобном случае понадобится перевод его паспорта и заверенная нотариусом подпись переводчика, без которых не обойтись при заверке формы Р14001, как и в момент подачи документов в Федеральную налоговую службу.

Гущина Алина Владиславовна
Оформите заявку на услугу. Мы свяжемся с вами в ближайшее время, ответим на все интересующие вопросы.